О прическах эпохи Марии-Антуанетты

Небольшой ликбез-исследование по следам предыдущей опубликованной коллекции.

О Марии-Антуанетте (1755 – 1793), последней королеве Франции (потом уже были императрицы), парикмахеры вспоминают чаще любого другого исторического персонажа. И немудрено, потому что столь высоких (до одного метра) и столь тяжелых (бывали случаи, когда вес украшений в волосах превышал массу тела их хозяйки) причёсок история просто не знала.

  • Мария-Антуанетта была особой легкомысленной и не отличалась серьезностью устремлений. По воспоминаниям современников, она не дочитала до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров. Зато она очень любила цветы, славилась игрой на арфе, поигрывала в карты на деньги и лучше всех придворных дам каталась на коньках.
  • Королева была натуральной блондинкой с роскошной шевелюрой густых длинных волос, чем очень гордилась. Стан королевы отличался высоким бюстом, что впоследствии и подхлестнуло моду на платья с глубочайшим декольте, где высокая грудь обнажалась практически до сосков, которые перед балами, маскарадами и прочими увеселительными мероприятиями подкрашивали и натирали льдом чтоб «стояли». Вообще, нравы в то время были чрезвычайно фривольные, но об этом надо писать не в этом блоге.))
  • В вопросах современной моды Мария-Антуанетта была экспертом, к ней прислушивались и ей подражали не только во Франции, но и во всей Европе. В своё время, заручившись поддержкой любимой модистки Розы Бертен и личного куафёра Леонарда Отьё, она даже выступила в роли идейного вдохновителя Journal des Dames (Журнал для Дам). Зачастую портнихе и парикмахеру не нужно было даже предлагать каких-то новых идей: королева сама фантазировала безудержно, а им оставалось только выполнять ее пожелания. Кроме того, в журналах мод читатели часто встречали изображения девушек внешне очень похожих на королеву. Это было, конечно, несанкционированно, но популярности прибавляло.
  • Отношения придворных модистки и парикмахера были омрачены профессиональной ревностью, ведь они оба занимались причёсками и были шляпных дел мастерами, а до появления мсье Леонарда модистка Бертен не только обшивала королеву, но и неплохо справлялась с её волосами… От мук мести пострадала принцесса де Ламбаль, познакомившая мсье Леонарда с Марией-Антуанеттой – лучшая модистка Франции просто отказалась её обслуживать.
  • Будучи обласканным королевой, мсье Леонард предлагает абсолютно новую моду – высокую причёску «пуф», в которой основа (подушка-подкладка) обтягивалась собственными волосами и накладными шиньонами. Следующим шагом в высоту стали жесткие каркасы из металлических прутьев, которые наполнялись конским волосом, тонкой бумагой или батистовыми платочками. Подобные подкладки и каркасы применялись и для изготовления париков, где причёска и головной убор (сначала чепец, а потом шляпа) представляли единое целое. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь модницам, которые благодаря «постройкам» на головах не влезали в кареты (бывали случаи, когда знатные дамы ездили в них стоя на коленях), был придуман особый механизм с пружиной, нажимая на которую можно было поднять причёску вверх. Эта техническая новинка особо полюбилась молодым франтихам (они называли её «бабушкин чепец»), которые на глазах своих достопочтенных матрон выглядели скромными и прилежными, а покинув чопорное общество, одним нажатием на пружину увеличивали высоту причёски втрое под стать всем новомодным трендам.


  • Оформление пуфоф ограничивалось только фантазией парикмахера и клиента. Помимо локонов и валиков из волос, во времена Марии-Антуанетты прически стали украшать не только лентами, перьям, жемчугом и драгоценностям, но и живыми цветами (в каркас закреплялись ёмкости для воды), а подчас и целыми композициями, где фруктовые натюрморты были самым заезженным вариантом. В апреле 1774 года герцогиня Шартрская произвела фурор в опере, представ с «сентиментальным» пуфом, посвященным рождению ребенка герцога Божоле. Её голова была украшена двумя кукольными фигурками: сиделкой с младенцем на руках и негретёнком у ее ног. Композицию завершали попугай, клюющий вишню, и 13 метров газовой ткани, причудливо обёрнутой вокруг башни из волос. Всем известная причёска с кораблем была создана в 1778 году в честь французского фрегата Belle Poule, сумевшего ускользнуть от превосходивших по боевой мощи англичан. Образ клетки с птицей в волосах тоже из того времени. Сюжетами для оформления причёсок могли служить любые события: от влюбленности до политических новостей, от траура до театральных премьер. Понятно, что мода на такие «ситуационные» причёски существовала всего лишь несколько недель – головы были заняты уже другими новостями.)))
  • Для придания парикам и причёскам белого цвета (а это был самый популярный цвет при дворе королевы-блондинки) использовали пшеничную муку. Форма шиньонов, буклей и завитков фиксировалась шпильками и помадой из животных жиров (самым лучшим считался свиной бекон из-за слабого запаха), которая в смеси с мукой достаточно быстро прогоркала. Во многом по этой причине дамы тех времён были неимоверно надушены. Для завивки валиков, прядей и шиньонов использовали бумажные папильотки и предварительно нагретые папильоточные щипцы.
  • Сложные причёски сооружались по многу часов и подчас несколькими парикмахерами одновременно. Менять причёску каждый день не мог себе позволить никто, в том числе и королева. Поэтому для сна были придуманы особые подставки-подголовники обложенные подушками, позволяющие держать голову в вертикальном положении.
  • Куафёры в то время не бедствовали. Во всяком случае знаменитые. Так, например, одна графиня платила своему парикмахеру за ежедневное обслуживание в течение года 24000 ливров. Для сравнения: горожанин с доходом 1-2 ливра в день считался зажиточным человеком.
  • Пользуясь роскошной шевелюрой, Мария-Антуанетта могла себе позволить высокие пышные причёски, но после рождения детей волос у неё значительно поубавилось. Для королевской особы алопеция была не просто проблемой, а настоящей эстетической драмой, решить которую помог уже известный нам мсье Леонард, предложивший своей королеве причёску à l’enfant (а-ля инфанта), где взбитый от лица объём контрастирует с довольно гладким затылком, прикрытым головным убором, и длинными ниспадающими локонами сзади и на плечах. Стоит ли говорить, что после нового образа первой модницы королевства высокие куафюры из волос очень быстро вышли из моды.
  • В итоге, мода на гипертрофированные формы, то есть именно на те причёски, которыми вдохновляются парикмахеры всего мира уже не одно столетие, просуществовала не больше 10-15 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *